Кишинёв без 9 мая
Чиновники кишинёвской мэрии выдвинули предложение запретить отмечать на территории города День Победы 9 мая, а вместе с этим и использовать георгиевские ленточки – современный символ праздника на постсоветском пространстве. 9 мая якобы является провокативной датой и отражает взгляды меньшинства. Инициатива отдельных чиновников нашла сдержанную поддержку столичного градоначальника Дорина Киртоаэке, считающегося одним из наиболее прорумынских и, следовательно, негативно настроенных по отношению к подобным праздникам политиков в Молдове, и в то же время – достаточно жёсткую реакцию оппозиции в лице коммунистов, которые узрели в такой инициативе настоящий фашизм.
Отметим, что предложения запретить «советский» праздник 9 мая звучат из уст молдавских политиков не в первый раз, в том числе и в этом году. Ранее с подобной инициативой выступала Либеральная партия (вице-председателем которой является, кстати, Киртоаэке), однако она не нашла поддержки у других правящих партий – Либерально-демократической и Демократической, считающихся гораздо более умеренными в подобных вопросах. Тем не менее, тема вызвала широкий резонанс и даже нарвалась на реакцию представителей Государственной Думы Российской Федерации в лице отдельных депутатов.
Если говорить о Молдавии, в отношении Дня Победы у политического истеблишмента здесь существует, наверное, наиболее неопределённое мнение среди других стран бывшего СССР. Это, в свою очередь, и создаёт ситуации для подобного рода происшествий. Молдавия, как составная часть Советского Союза и европейская республика бывшего единого государства, принимала активное участие в ВОВ. В то же время, в отличие от Украины, Вторая мировая война не является предметом столь жарких споров в Молдове, поскольку здесь не существовало какого-то своего, молдавского националистического движения, вокруг которого могут разворачиваться дебаты.
Воюющих сторон было две – советская и румынская. Два современных враждующих лагеря – лево-государственнический и право-прорумынский отстаивают советское и румынское историческое наследие соответственно. Однако в случае со Второй мировой румынское классифицируется как фашистское, однозначно осуждённое мировым сообществом. Следовательно, отсутствует концепция для собственного исторического мифа - в нём мировая война то ли выпадает, то ли замалчивается.
В таком случае запрет празднования Дня Победы понятен. Но вот что взамен? На это у румынионистов пока отсутствует ответ. Что и не позволяет политикам вроде Киртоакэ однозначно поддержать такого рода инициативы.
Артём Бузила
Источник - http://politcom.ru/