В качестве политической организации СНГ себя исчерпало
Как ни парадоксально, но за 20 лет своего существования СНГ в значительной мере достигло своей главной политической цели, которую ставило большинством его членов - эта организация способствовала отделению и суверенизации бывших республик СССР.
Вместе с этим «бракоразводный процесс» и обретение независимости постсоветскими странами не удалось провести цивилизованно. Свидетельством тому не только нерешенные вопросы заграничной собственности СССР, но и, прежде всего «ожерелье» этнонациональных вооруженных конфликтов и проблема непризнанных республик - Нагорного Карабаха, Абхазии, Северной Осетии, Приднестровья.
В то же время потенциал экономического и культурного сотрудничества не реализован на 10% от возможного потенциала. А ведь тот же ЕС прежде всего объединяет общая гуманитарная и правовая платформа.
Подписаны тысячи документов, проведены сотни заседаний, но так и не было создано общее гуманитарное пространство, не решены вопросы конфликтов (боле того, 3 года два государства СНГ - РФ и Грузия оказались втянуты в прямую войну друг против друга), не обеспечено функционирование свободных рынков.
На сегодняшний день СНГ исчерпало себя в качестве политической организации и должно быть реорганизовано в новую структуру, прежде всего экономической направленности.
На развалинах СНГ уже создано около 10 кластерных межгосударственных объединений, призванных реализовать те интеграционные инициативы, реализация которых оказалась невозможной внутри Содружества. Среди таких организаций стоит вспомнить Таможенный Союз (ТС), Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в которую входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан; Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) - Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан; Центральноазиатское сотрудничество (ЦАС) - Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан, Россия (с 2004); Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) - Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан, КНР; Единое экономическое пространство (ЕЭП) - Белоруссия, Казахстан, Россия; Союзное государство России и Белоруссии; Грузия, Украина, Азербайджан и Молдавия являются членами ГУАМ. 2 декабря 2005 г. было объявлено о создании Содружества демократического выбора (СДВ), в которое вошли Украина, Молдавия, Литва, Латвия, Эстония, Румыния, Македония, Словения и Грузия.
Главным образом причины неэффективности СНГ кроются в различии целей, преследуемых его участниками при создании организации 8 декабря 1991 года. Так, если одни хотели цивилизованного «развода» СССР и сохранения позитивов экономического сотрудничества, то Россия рассматривала СНГ как инструмент сохранения своего влияния и возобновления интеграционных процессов на постсоветском пространстве.
На сегодняшний день наполненными хотя бы толикой практических действий организациями из числа стран СНГ:
- в экономической плоскости являются Таможенный союз и Единое экономическое пространство;
- в военно-политической - ОДКБ.
К политической интеграции республики СНГ (за исключением Российской Федерации, Беларуси, и, возможно Казахстана) в силу сложившегося общественного мнения не готовы. Политическая интеграции нуждается в полном переосмыслении подходов к ней, прежде всего со стороны России: обеспечения равенства в переговорах, готовности идти на политические уступки, соглашения о переносе органов интеграции с территории РФ на территорию других стран, смены руководства соответствующих организаций на представителей таких стран.
Дальнейшие успехи экономического сотрудничества и интеграционных процессов на просторах СНГ полностью зависят от двух взаимосвязанных вещей:
1) зоны свободной торговли СНГ (ЗСТ);
2) готовности Российской Федерации поставлять энергоносители по внутренним ценам.
18 октября 2011 г. в Санкт-Петербурге по итогам заседания совета глав правительств СНГ 8 странами из 11 СНГ был подписан Договор о зоне свободной торговли. Договор включает упрощение правовых основ торгово-экономических отношений между подписавшими его странами, замену целого ряда многосторонних и порядка 110 двусторонних документов, регламентирующих режим торговли. Вместе с этим соглашение о зоне свободной торговли в рамках СНГ, подписанное главами правительств государств-членов СНГ в Санкт-Петербурге 18 октября 2011 г., вступит в силу только тогда, когда первые три страны сдадут депозитарию документы о его ратификации. Сейчас идет процесс подготовки к ратификации договора. Впереди в этом плане Украина. У нас документ уже внесен в соответствующие органы власти для ратификации. В России, Казахстане и Беларуси также идет процесс подготовки к ратификации этого соглашения. Есть надежда, что в 2012 году договор пройдет необходимые процедуры во всех государствах и вступит в силу.
От присоединения к ЗСТ воздержались Азербайджан, Туркменистан и Узбекистан.
В тексте договора по ЗСТ закреплены положения об использовании странами-участницами антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных действий исключительно в соответствии с нормами Всемирной торговой организации. Это позволит Украине перевести часть торгово-экономических споров из лобистски-политической в международно-правовую плоскость.
Очень важно то, что список исключений из режима свободной торговли с нескольких сотен сокращен до однозначного числа. По данным СМИ, речь идет о сахаре, нефти и газе. Более того, в документе определены четкие даты упразднения этих изъятий.
Российская Федерация пока не готова поставлять свои энергоносители по внутренним ценам (например, газ по 97 дол. США за 1000 кубометров).
Но, в любом случае, выполнение договора о ЗСТ может прибавить Украине дополнительно до 2,2% роста ВВП уже в ближайшие годы. Правительственные эксперты подсчитали, что это означает рост валового внутреннего продукта в ближайшие год-два на 30 млрд. грн. в год, а доходов бюджета - примерно на 10 млрд. грн.
Стоит отметить, что за первое полугодие 2011 года товарооборот в рамках стран Содружества составил 134 миллиарда долларов. И намерен расти и дальше. Понятно, что главным партнером в торговых отношениях для Украины все еще остается Российская Федерация, однако возможность доступа на рынки Молдавии, Белоруссии, Киргизии и Таджикистана тоже принесет доходы.
Наряду с этим, внешнеторговый оборот между Украиной и Россией в 2011 году достиг 54,9 млрд. долларов, что составляет около 33% от общего товарооборота Украины. Докризисный уровень был равен 39,9 млрд. долларов. Ратификация и запуск зоны свободной торговли в рамках СНГ позволит увеличить товарооборот еще на 35%.
Далее может быть пройдена следующая ступень или степень интеграции - Таможенный союз, когда в дополнение к зоне свободной торговли страны-участницы зоны принимают общий внешний импортный таможенный тариф. То есть таможенная пошлина на импорт на границе Таможенного союза становится одинаковой.
Примечательно, что 18 ноября 2011 года (ровно через месяц после подписания Договора по ЗСТ) в Москве лидерами РФ, Белоруссии и Казахстана была подписана декларация о создании Евразийского Союза (по образу Европейского Союза). Подписание данной декларации запускает механизмы по формированию облика ЕАС, и является фактической «дорожной картой». Декларация провозглашает создание первого наднационального органа - Евразийской Комиссии, которая непосредственно займётся созданием институтов будущего союза, а также выполнением «дорожной карты».
Это еще раз подчеркнуло, что консенсуса нет, и цели интеграционных процессов на просторах СНГ остаются для стран разными, что является серьезным стратегическим вызовом для реализации любых совместных проектов.